Tовар добавлен в корзину
Актуальную цену и количество товара узнавайте у менеджера, на сайте ведутся технические работы.

Что такое катализатор в автомобиле и можно ли его удалять

20.10.2023

Катализатор или каталитический нейтрализатор — элемент выхлопной системы автомобиля, вокруг которого возникает много споров и обсуждений. Часто в автосервисах клиенту предлагают полностью убрать эту деталь, обосновывая это уменьшением расхода топлива и повышением мощности двигателя. В этой статье подробно разберём, что такое катализатор и зачем он нужен, а также виды нейтрализаторов, причины их поломки и множество других вопросов.

Что такое катализатор

Катализатор — это часть выхлопной системы автомобиля, за счёт которой снижается выброс вредных веществ в атмосферу. Как это работает? Двигатель внутреннего сгорания автомобиля функционирует за счёт воздушно-топливной смеси. При сгорании смесь выделяет токсичные выхлопные газы, часть из которых может попасть в выхлопную трубу. Каталитический нейтрализатор выполняет роль своеобразного фильтрующего элемента, который нейтрализует проходящие через него отработанные газы.

Технически деталь представляет собой цилиндр из металла или керамики, прочный и способный выдерживать критически высокую температуру. Его внутренняя часть состоит из сот — мелких отверстий, через которые проходят газы. На стенках этих отверстий присутствует микрослой катализирующих веществ: платины, палладия или родия. Именно они отвечают за образование химической реакции, в результате которой выхлопные газы утрачивают большую часть токсичных выбросов.

Для дизельных двигателей обычно используются сажевые фильтры. Конструктивно они выполнены так же, только ячейки с одной из сторон являются замкнутыми. Выхлопные газы проходят через пористые стенки ячеек, поэтому на стенках остаётся сажа. Такие модели фильтров требуют регулярной очистки.

Зачем нужен автокатализатор

Автомобильный катализатор выполняет следующие функции:

Снижает выброс вредных веществ

Катализатор преобразует опасные вещества, такие как оксиды азота (NOx), углеводороды (HC) и угарный газ (CO) в менее опасные — углекислый газ (CO2) и воду (H2O). Это способствует снижению уровня загрязнения атмосферы и улучшению качества воздуха.

Повышает стабильность работы двигателя

Вопреки расхожему мнению, что без катализатора двигатель работает мощнее, это не соответствует реальности. Деталь способствует полному сгоранию топлива в двигателе, что повышает его эффективность и обеспечивает более экономичный расход.

Обеспечивает комфорт владельцу автомобиля

При поломке катализатора в выхлопной системе появляется раздражающий шум, а выхлопные газы приобретают неприятный запах, который может проникать в салон.

Изначально каталитический нейтрализатор устанавливается заводом-изготовителем. Без него автомобиль не пройдёт сертификацию по экологическим показателям. Стоимость элемента довольно высока и может составлять до 5% стоимости авто. Это связано с наличием драгметаллов в составе, от курса которых зависит цена самой детали.

Виды катализаторов и их заменители

Есть разные экологические классы автомобилей, деление осуществляется в зависимости от содержания вредных веществ в выхлопе транспортного средства. Всего классов пять: по порядку от Евро-2 до Евро-6. В России для новых автомобилей, выпущенных с 2016 года, действует стандарт Евро-6. Класс авто указан в его техническом паспорте.

Работники автосервиса отмечают, что существует прямая корреляция между классом автомобиля и сроком жизни катализатора: чем выше класс, тем меньше ресурс детали.

Замена сломанного каталитического нейтрализатора на новый оригинальный стоит от 25 тысяч рублей. Часто вместо поиска оригинальной детали владельцы предпочитают более недорогие аналоги, а именно:

Универсальный катализатор

Его можно поставить на замену оригиналу практически в каждом автомобиле. Цена гораздо меньше, однако срок службы тоже. В среднем деталь способна прослужить примерно 60 тысяч километров. Цены на универсальные катализаторы начинаются от 5-6 тысяч рублей. В ячейках вместо платины, родия и палладия чаще всего используют золото. Оно способно очищать выхлопные газы от примесей, но действует не так эффективно, как перечисленные драгметаллы.

При выборе рекомендуется учитывать объём нейтрализатора: он не должен быть меньше, чем у оригинальной детали. Корпус, как правило, круглый. Основные различия заключаются в длине и ширине. Сломанный катализатор демонтируют из корпуса болгаркой, а новый устанавливают на его место путём сварки. Здесь важно сделать надёжный, крепкий шов.

Установка универсального катализатора может стать компромиссом в ситуации, когда оригинальную деталь найти сложно либо она слишком дорогая, а также если срочно нужно решить проблемы с работой авто и пройти техосмотр.

Пламегаситель

Пламегаситель или «предварительный глушитель» — ещё одна деталь, которой можно заменить вышедший из строя катализатор. Он смешивает потоки газов из разных цилиндров, снижая их температуру, а также обеспечивает снижение шума и вибрации. Пламегаситель способен решить большую часть проблем, возникающих при поломке каталитического нейтрализатора, но на уровень вреда выхлопа он никак не влияет.

Деталь представляет собой перфорированную трубу в стальном корпусе. Между трубой и корпусом расположен слой огнестойкого материала: синтетического жаропрочного волокна или минеральной ваты. Поэтому установка пламегасителя позволяет защитить выхлопную трубу от прогорания, вызванного высокой температурой отработанных газов.

Корпус также может состоять из одного или двух слоёв. Двухслойные модели служат больше, плюс они хорошо нейтрализуют звуковые волны. Цены на деталь начинаются в среднем от 950 рублей.

При выборе пламегасителя важно рассчитать его оптимальный объём. При недостатке объёма могу возникнуть проблемы со звуком: появляется неприятное дребезжание. А элементы глушителя, расположенные после детали, будут подвержены повышенному износу.

В сравнении со стоимостью оригинального автокатализатора, покупка и установка пламегасителя намного дешевле. Однако, при установке необходимо перепрошить блок управления либо установить «обманку» для ЭБУ.

Можно ли удалить катализатор

Достаточно часто автовладельцы отказываются от замены катализатора или вовсе снимают его, руководствуясь следующими причинами:

  • ходовые характеристики не зависят от наличия детали;
  • поломка нарушает работу системы зажигания;
  • керамическая крошка попадает в цилиндры двигателя;
  • ремонт или замена слишком дорогие;
  • изделие можно продать.

Несмотря на то, что каталитический нейтрализатор изначально рассчитан на весь срок службы автомобиля, сложные условия эксплуатации часто приводят к его преждевременной поломке. Уже в процессе разрушения деталь способна повредить элементы двигателя, особенно часто эта проблема касается керамических изделий. Постоянное попадание мелкодисперсной пыли рано или поздно приводит к проблема в работе и капитальному ремонту, владельцы хотят предотвратить подобную ситуацию, и поэтому снимают катализатор.

Однако, это чревато следующими проблемами:

  • Невозможность пройти техосмотр. По законодательству РФ катализатор является компонентом транспортного средства. Без этой детали невозможно пройти проверку на соответствие выброса отработанных газов в атмосферу. Всю информацию о выхлопе заносят в диагностическую карту, а проверку осуществляют с использованием специального оборудования. Обойти этот пункт никак не получится.
  • Штрафы. Инспектор может заметить отсутствие автокатализатора во время постановки автомобиля на учёт. Это грозит штрафом за внесение изменений в конструкцию автомобиля и отказом от постановки на учёт.
  • Проблемы с двигателем, выхлопной системой. Снятие катализатора и езда без него могут стать причиной преждевременного выхода из строя как выхлопа, так и самого двигателя.

Кто и зачем ворует катализаторы

С кражей катализаторов чаще всего сталкиваются владельцы каршеринга и такси. Но его могут вырезать даже на улице или в недобросовестном автосервисе, убедив владельца снять деталь и оставить её. Причина проста — драгоценные металлы, которые являются частью изделия, дороже, чем золото. Поэтому даже часть каталитического нейтрализатора и крошка от него представляет ценность.

В 2022 году в США поймали банду, которая промышляла кражей каталитических нейтрализаторов и заработала на этом около 22 миллионов долларов. Детали просто спиливали болгаркой

Поэтому даже вышедший из строя катализатор не рекомендуется выкидывать: его можно достаточно выгодно продать. И, конечно, следует соблюдать правила защиты авто: не оставлять его в безлюдных местах без присмотра и видеонаблюдения, а все работы проводить только в проверенных автосервисах с хорошей репутацией.

Почему катализатор выходит из строя

Рассмотрим основные причины, по которым каталитический нейтрализатор выходит из строя:

  • Износ напыления. В ходе эксплуатации детали драгметаллы на стенках её ячеек постепенно выгорают. Это нормальный процесс. По этой причине отработанный катализатор при продаже отправляют на химический анализ: может выясниться, что драгоценных металлов внутри него уже не осталось. Когда подобное случается, кислородные датчики фиксируют, что выхлопные газы больше не очищаются, и на приборной панели загорается ошибка.
  • Низкокачественное топливо. Часто, чтобы повысить октановое число топлива, некоторые продавцы добавляют в него присадки с содержанием свинца. Это повышает нагрузку на катализатор, приводит к забиванию ячеек продуктами горения. У дизельных двигателей схожая проблема возникает зимой, когда в топливо добавляют антигель.
  • Неисправность системы зажигания. Если свечи нестабильно дают искру, несгоревшие остатки топливно-воздушной смеси прогорают внутри автокатализатора, что приводит к оплавлению сот, ухудшению пропускной способности и ускоренной поломке детали.
  • Неисправность двигателя. Если в цилиндрах двигателя присутствуют царапины или задиры, смесь, получаемая при работе двигателя внутреннего сгорания, содержит не только воздух и топливо. К ней примешивается моторное масло, которое засоряет каталитический нейтрализатор.

Как понять, что есть проблемы с катализатором

Поломка катализатора практически никогда не происходит в один момент, это длительный процесс разрушения. Однако при должной внимательности можно обнаружить проблему и своевременно исправить её. Рассмотрим признаки:

  • Лампочка Check-Engine. Она может гореть по разным причинам, однако, если считать код специальным сканером, можно узнать, где именно возникла неисправность. Ошибка воздушных датчиков может свидетельствовать о проблеме с катализатором.
  • Снижение мощности двигателя. У водителя может возникнуть ощущение, что при ускорении что-то мешает. Как будто на буксире есть ещё одна машина или прицеп. Ускорение недостаточно активное, двигатель может вибрировать, а авто дёргаться.
  • Посторонние шумы. Если процесс разрушения детали уже начался, то при высоких оборотах под днищем могут возникать шумы. Они вызваны тем, что частички автокатализатора задевают корпус выхлопной системы. Звук, как правило, напоминает дребезжание металлической банки.
  • Нестабильный напор газов из глушителя. Достаточно поднести руку к выхлопной трубе и оценить такт выхода газов. При стабильной работе их такт напоминает биение сердца, при нестабильной поток становится ровным, слабым.
  • Запах выхлопных газов. Для этого даже не нужно специального оборудования и проверок в сервисе: неприятный запах ощущается достаточно четко, особенно во время прогрева авто. Он также может проникать в салон.
  • Повреждения на цилиндрах. Если процесс разрушения уже запущен, на цилиндрах можно обнаружить задиры и царапины. Проверка осуществляется в автосервисе с помощью эндоскопа. Также эндоскопом можно проверить керамические соты катализатора, запустив прибор в отверстие для первого лямбда-зонда.

Когда пора вырезать катализатор

Катализатор рекомендуется удалять только в случае его механического разрушения. Конечно, водитель может сам принять решение об удалении или замене, опираясь на другие причины. Однако, лучше всего провести диагностику детали и на её основе принять решение об удалении, ремонте или замене.

Появление ошибки на панели приборов не всегда означает, что каталитический нейтрализатор вышел из строя. Он может утратить эффективность, но при это оставаться целым.

Как ездить на машине после вырезания автокатализатора

Рассмотрим особенности работы автомобиля после удаления катализатора.

Перепрограммирование датчиков

После вырезания детали датчики будут постоянно выдавать ошибку. По этой причине часто требуется перепрошивка ЭБУ, включающая перепрограммирование датчиков. Как правило, автомобиль перепрошивают под стандарт Евро-2. Это снижает требования компьютера к составу выхлопных газов, поэтому ошибка перестаёт загораться.

Установка пламегасителя

Наиболее дешевый способ замены катализатора — пламегаситель. Он не влияет на качество выхлопных газов, но может решить основную часть проблем в работе автомобиля, а также защитить его выхлопную систему от разрушения.

Подключение «обманок» для датчиков

Датчики некоторых автомобилей можно «обмануть» путём установки специальных деталей — обманок лямбда-зонда. Они создают сопротивление, посылая компьютеру оптимальные данные.

Последствия удаления катализатора

Езда без катализатора может привести к разных проблемам — от невозможности прохождения техосмотра до преждевременного выхода двигателя из строя. Поэтому рекомендуется заменить его на оригинальную деталь, универсальный автокатализатор или пламегаситель.

Диагностика каталитического нейтрализатора доступна в нашем автосервисе. Также вы можете приобрести у нас универсальные катализаторы и пламегасители для любых моделей авто. Осуществляем диагностику с помощью современного оборудования, помогаем решить любые проблемы с автомобилем.

Каталог:
Контакты:

Магазин:

г.Москва, Волгоградский проспект, д.32, корп.8, 1й этаж под ТЦ «Техно-Холл», вход с вывеской «Сход-развал Глушители»

Ежедневно с 11:00 до 19:00


Сервис:

г.Москва, Волгоградский проспект, д.32, корп.8, 1й этаж под ТЦ «Техно-Холл», вход с вывеской «Сход-развал Глушители»

Ежедневно с 10:00 до 19:00

Записаться в сервис

Мойка:

г.Москва, Волгоградский проспект, д.32, с.8 1й этаж под ТЦ «Техно-Холл», вход с вывеской «Техно Мойка»

Ежедневно и круглосуточно, для наших клиентов въезд на территорию бесплатный с 10:00 до 19:00

Записаться на мойку
Корзина:

Корзина пуста.

Заказать обратный звонок

    Записаться в автосервис

      This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

      Записаться на мойку автомобиля

        This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

        Записаться на шиномонтаж

          This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.